Новости культуры

<<

с. 8
(из 10)

СОДЕРЖАНИЕ

>>






















Глава VI
СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА С ГРУППОЙ
КАК МЕТОД ПСИХОСОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ

1. ОБЩАЯ МОДЕЛЬ ПСИХОСОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
С ГРУППОЙ

Термин «групповая работа» употребляется применительно к деятельности с группами. Она требует определенных профессиональных знаний и квалификации. Социальная групповая работа понимается как особая форма индивидуальной работы. В этой связи следует отметить то общее, что характерно для социальной работы данного уровня:
• проблемно-ориентированные подходы, где специфика проблем клиентов вызывает к жизни определенные техники групповой работы;
• ориентация групповой работы на работу со случаем через установление субъект-субъектных отношений с группой, где социальному работнику определена роль посредника и фасилитатора;
• ориентация на техники и методы групповой работы, принятые в смежных дисциплинарных областях, ориентированных на работу с патологиями;
• присвоение и переосмысление в теоретических и практических подходах понятийного аппарата, методов и принципов из практики работы психотерапевтов и практических психологов;
• создание индивидуальных подходов, деятельностных принципов и ценностей в работе с различными случаями.
Методология и технология социальной работы с группой базируется на психосоциальных теориях, позволяющих анализировать интерактивные процессы в межличностном взаимодействии.


ПСИХОСОЦИАЛЬНЫЕ ТЕОРИИ


Основная теоретическая модель групповой работы была обоснована К. Папелл и Б.Ротман. В ее основе лежат теоретические подходы из эго-психологии, когнитивной теории и теории социального научения, ролевых теорий и теории коммуникации [9].
Эго-психология предлагает концепции, объясняющие внутреннюю самоорганизацию индивида и его отношения с внешним миром. Эти концепции дают возможность социальному работнику понять поведение клиента как отдельного индивида и как члена группы, рефлексировать, как происходит индивидуальное приспособление человека к действительности и к другим членам сообщества, как он встречается с внешним давлением, как формируется внутреннее беспокойство.
При изучении личности в эго-психологии особое значение уделяется вопросам развития и адаптации, автономии, свободе и особенностям функционирования Я. Урегулирует взаимоотношения личности со средой, выступает как автономное образование, имеющее свою систему защитных механизмов. Руководствуясь этими положениями эго-психологии, социальный работник в процессе групповой работы стремится актуализировать навыки психологической защиты индивидуумов, с помощью группы помогает их развить, найти в процессе групповой работы различные варианты функционирования — в зависимости от различных форм агрессии со стороны среды.
Основываясь на концепции эго-психологии, сопротивление в групповой работе рассматривается не как конфликт, а как диалог индивида со средой. Отсюда сопротивление и конфликт рассматриваются в основной модели групповой работы как компоненты развития группы, отправные точки для дифференциации ее членов. Сопротивление не воспринимается только как интрапсихический процесс, как реакция на групповую ситуацию, но может рефлексироваться как защитный механизм в ситуации развития групповых отношений. В понятиях эго-психологии основное предназначение работы с группой — поддержка психического здоровья личности, ее идентичности, развитие самореализации [1; 3].
Когнитивные теории и теории социального научения дают возможность социальным работникам интерпретировать и анализировать мотивы поведения индивидуумов в межгрупповом взаимодействии, определять ценностные ориентации клиентов, помочь им понять, как они «чувствуют друг друга», как формируются их знания о мире и о ситуации. Опыт группового взаимодействия формирует ценностные ориентации, позитивные ожидания, компетентность и навыки социального взаимодействия.
Терапевтическая значимость основной модели групповой работы определяется возможностями группы — помочь клиентам через механизмы межгруппового восприятия увидеть ситуацию в ином ракурсе [1; 6].
Теория отношений. Рассматривает межличностные отношения как фактор взаимовлияния людей друг на друга. Применительно к групповой работе отношения рассматриваются как определенные устойчивые связи, помогающие клиенту понять свои обязанности в межгрупповом взаимодействии, научиться сосуществовать совместно с другими членами группы в изменяющихся обстоятельствах, сформировать необходимые навыки для «выстраивания» психологической дистанции в процессе межгруппового общения.
Ролевая теория личности. В соответствии с этой теорией в процессе межличностного взаимодействия индивид обучается определенным образцам поведения, соответствующим тем или иным ролям. Такой подход обеспечивает социального работника знанием о ролевых ожиданиях, ролевых конфликтах, ролевых отношениях, формирующихся в процессе групповой работы. Для социального работника важно создать условия для личностного роста клиента, улучшить его социальное функционирование в обществе [6; 18].
Теория коммуникации. В основе ее лежат представления о динамическом обмене информацией между субъектами. Коммуникация в групповом процессе выступает как ролевой обмен информацией, формализованный в своих проявлениях, нацеленный на достижение определенного результата. Поэтому в данном аспекте коммуникация выступает в качестве определенного инструментария для решения задач групповой работы. Теория коммуникации дает возможность социальному работнику наблюдать в процессе групповой динамики специфические препятствия, осложняющие социальное функционирование субъекта, строить программы по их преодолению, развивать навыки выражения индивидуальных ощущений и представлений в групповом общении.
Психосоциальные теории позволили обосновать основную клиническую модель групповой работы на основе данных подходов. В основе группового процесса лежит психосоциальная модель взаимодействия. Она состоит из пяти основных элементов: группы; члена группы, имеющего особые нужды; деятельности в группе; взаимодействия социального работника и группы; урегулирования, решения проблем клиента [6; 13].


ГРУППОВЫЕ ПРОЦЕССЫ


Общая цель данной группы формируется на основе индивидуальных целей, которые регулируются на начальном этапе социальным работником. Основная тема — помощь друг другу, поэтому данная группа может рассматриваться как определенная система взаимопомощи. Основная социальная модель групповой работы существенно отличается от групповой психотерапии. Концепция групповой деятельности предполагает выстраивание отношений не только в групповом пространстве, но и вне его. Внешняя среда включается в процесс групповой работы, когда отдельным членам группы необходимо научиться изменять ситуацию, влиять на окружение. Каждый член группы может экстраполировать индивидуальные концепции компетенции, они могут быть либо приняты, либо отвергнуты группой [8. — Р. 221 —222].
Другой отличительный аспект данной группы в том, что концепция предполагает ее развитие в ситуации «группа как целое». Это требует со стороны социального работника высокого уровня понимания интегративных механизмов группового взаимодействия, протекающих процессов изменения. Начальный состав группы, спонтанно собранный или созданный усилиями группового работника, образует структуру автономного развития, в которой проявляются лидеры, берущие на себя руководящую роль, координирующие ситуацию, направляющие групповое развитие на решение необходимых потребностей [1. — Р. 221—222].
Отличительным фактором данной группы является гибкость ее целей, учет различных человеческих потребностей.

Взаимодействие между членами группы

В данной модели, в соответствии с ее концепцией, индивиды проявляют активность в процессе группового взаимодействия. Каждый член группы имеет возможность управления и разделения властных полномочий, так как работа в группе рассматривается как один из элементов социального обучения, направленного на развитие социального функционирования индивида.
Из всех потребностей индивида важнейшими в групповой работе являются соучастие, сочувствие. Развитие данных социальных навыков является целью групповой клинической работы, а также потребностью общества, где господствует идеология деперсонализации, отчуждения людей друг от друга. Независимо от профиля — терапевтического, профилактического — групп, связанных с развитием, способность индивида к соучастию является основополагающим фактором.
С другой стороны, данный подход развивает навыки автономии, индивидуальности. Используя ресурсы группы, ее члены могут рефлексировать индивидуальные различия, развивать и приобретать навыки межгруппового взаимодействия, учитывая индивидуальные характеристики индивидуумов, осмысляя не только позитивные, но и негативные проявления индивидуальности [18].
Одна из важнейших задач в групповой работе — поддерживать постоянный динамический баланс между индивидуальными и групповыми потребностями и нуждами. Однако групповой работник должен отстаивать и защищать отдельного индивида, его нужды и потребности.

Модель группового взаимодействия

Эта модель включает в себя исторически сложившиеся техники и подходы к групповой работе, вербальные и невербальные коммуникации, игровые принципы взаимодействия. Потребности клиентов и задачи групповой работы образуют единое пространство для взаимодействий. Спонтанность и планирование — две доминанты групповой работы. Действия, разворачивающиеся по принципу «здесь и теперь», дают возможность клиентам получить опыт взаимодействия, который может быть актуализирован в дальнейших взаимодействиях. Группа не имеет ограничений по своему развитию и выдвижению инициатив как взаимодействия, так и расширения компетенций и полномочий [1; 8].

Этические принципы социального группового работника

Социальный работник имеет репертуар ролевых взаимодействий от «помощника» до «учителя», в зависимости от оценки потребностей группы, межгруппового взаимодействия, ситуации. В своей деятельности он должен проявлять определенную меру сочувствия, быть естественным, профессиональным, не директивным. Как и в индивидуальной работе, отношения, которые складываются как между клиентами в группе, так и между социальным работником и клиентом, рассматриваются как терапевтические. Большую роль в этом играют идентификации между клиентами и социальным работником. Это достигается за счет неформального общения, уменьшения социальной дистанции, доверия.
Социальный работник несет ответственность за оказание помощи. Он имеет дело с чувствами людей, экзистенциальными ценностями, рассматривает их как законные компоненты интеракционального процесса. Социальный работник выполняет функции власти в рамках концепции полномочий, осуществляет контроль за развитием группы и реализацией поставленных целей и задач, однако он не ограничивает группу в автономном развитии, поддерживает ее независимость, разделяет с ней властные полномочия.

Основные этические принципы социальной работы с группой

Идеология социальной работы с группой основывается на том утверждении, что человек может изменить трудную жизненную ситуацию, если ему оказывать содействие. В этом проявляется гуманистическая сущность социальной работы вообще и групповой практики в частности. Социальная работа направлена на повышение индивидуального функционирования, в групповой работе реализацию этой потребности осуществляет межгрупповое взаимодействие, в основе которого лежат следующие принципы.
1. Признание уникальности каждого клиента в межгрупповом взаимодействии.
2. Признание широкого разнообразия групп как видов человеческого сообщества.
3. Принятие индивида с его уникальными возможностями, способностями, слабостями и своеобразием.
4. Утверждение целенаправленных взаимодействий между членами группы и социальным работником.
5. Поддержка и предоставление полезных контактов всем членам группы.
6. Модификация группового процесса в контексте изменения групповых задач.
7. Поддержка каждого члена группы, предоставление ему возможности для реализации и актуализации своих потребностей.
8. Предоставление каждому члену группы возможности участвовать в групповом процессе, решая свои индивидуальные проблемы.
9. Создание условий членам группы для получения нового опыта социальных отношений.
10. Разумное использование ограничений, оценивание индивида и его ситуации в групповом взаимодействии.
11. Целенаправленное использование программы работы с группой с целью достижения поставленных задач.
12. Проявление теплых и дружеских отношений со стороны социального работника ко всем членам группы [10. — Р. 261 — 262].
Процесс урегулирования

Немаловажным составляющим элементом в групповой работе является процесс урегулирования отношений. Содержание групповой работы включает в себя использование определенного накопленного опыта, возможностей творческого индивидуального роста, поэтому процесс урегулирования рассматривается в групповой работе как способ достижения поставленных целей, завершающий этап в работе с группой.

ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС В ГРУППЕ

Группа рассматривается как система обслуживания клиентов, она представляет собой определенный континуум, в котором осуществляется процесс интеракций, направленный на решение проблем клиентов. Групповой континуум состоит из определенных составных частей, куда входят: организационный процесс, работа по привлечению новых членов группы, выявление проблем и интересов, заключение контракта, обеспечение обслуживания в соответствии с условиями агентства и целями группы.
Групповой континуум требует, чтобы социальный работник выполнял определенные нормы и процедуры. Так как процесс группового развития осуществляется непрерывно, социальный работник должен обеспечить условия его развития с учетом действий и вклада отдельных членов группы.
Достижение целостности группы, реализация принципа «группа как целое» осуществляется путем выявления общности: общие интересы, сходные трудные жизненные ситуации, одна этническая принадлежность, полоролевая идентификация и т.д. Такие факторы являются межабонентскими связями. Они позволяют группе вместе проходить все стадии группового развития.
Основной задачей социального работника является усиление группового и индивидуального социального функционирования. Это достигается постоянной помощью группе в принятии решений, оценке ситуаций, результатов действий. Социальный работник помогает формировать нормы, решать конфликты, управлять ситуацией — это важно для продвижения группы на всех стадиях ее развития [8. — Р. 56].
Социальный работник рассматривает группу как открытую систему, он информирует ее членов о своих намерениях, действиях и стратегиях. Таким образом, члены группы имеют возможность принимать, отклонять, изменять действия социального работника. В этой открытой системе осуществляется процесс интернализации ценностей и действий социального работника, усваиваются методы помощи себе и другим людям.
Методы помощи, используемые социальным работником, позволяют изменять условия существования группы, вовлекая клиентов в терапевтический процесс, учат согласовывать личные нужды и проблемы с проблемами группы.
Парадигма вмешательства в терапевтический процесс социальным работником достаточна большая, и она может включать в себя как игры и моделирование ситуаций, так и работу с фантазиями [8; 14].
Стадии терапевтического процесса

Групповая работа имеет определенные фазы своей активности, каждая из которых несет свою организационную и терапевтическую нагрузку. Имеются различные варианты периодизации группового развития, один из них был предложен Г. Конопкой [14.-Р. 153].
Процесс помощи в групповой интервенции осуществляется поэтапно:
1) целенаправленное, теплое, понимающее профессиональное взаимодействие между профессиональным социальным работником и членами группы;
2) управление групповым процессом, осуществление взаимодействия между всеми членами группы;
3) установление вербальной коммуникации между членами группы;
4) установление невербальной коммуникации между членами группы;
5) целенаправленный выбор и создание членами группы необходимой терапевтической среды [1. — С. 84 — 85].
Ряд современных исследователей, таких как Маер (Maier), Трекер (Trecker), Сарри (Sarri), Галински (Galinsky) и др., предлагают различать определенные стадии терапевтического процесса. Вместе с тем важно отметить, что стадии работы с группой имеют общие подходы, несмотря на терминологические и структурные различия. Таким образом, основные стадии группового развития можно представить в виде следующей обобщенной схемы.
1. Стадия ориентации — клиенты осознают себя в качестве членов группы, происходит выбор ролей, ориентация в складывающейся ситуации, проявляются определенные страхи перед неизвестными формами взаимодействия, на этой основе формируется «псевдосплоченность».
2. Стадия власти — оформляются роли в группе, идет борьба за лидерство, растет сопротивление, может распространиться агрессия, направленная на того или иного члена группы, оформляются нормы и ценности при непосредственном участии группы.
3. Стадия переговоров — происходит структурирование группы, оформляется групповая позитивная сплоченность, совместно вырабатываются цели, роли и задачи группы, отмечаются сходные проблемы и эмоциональные переживания.
4. Функциональная стадия — группа активно работает, проявляя заинтересованность в разрешении проблем, поддерживая друг друга, проявляя искренность и спонтанность — характерные тенденции группового развития; это стадия принятия решений.
5. Стадия распада группы — ситуация, когда отдельные члены группы и группа в целом приходят к решению своих проблем и формулируют вывод о необходимости окончания совместной групповой деятельности [1; 16].




ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ В ГРУППОВОЙ РАБОТЕ

В терапевтическом процессе принято рассматривать одну или несколько целей:
1) изменить восприятие членов группы через изучение группового опыта;
2) изменить поведение, которое осложняет социальное функционирование индивида, через практику поведения группы и использование механизмов обратной связи;
3) осмыслить и изменить нормы, ценности и отношения для эффективного социального функционирования;
4) достичь эмоциональной стабильности, поддерживающей силы и жизнедеятельность индивида [9; 14].
Группа в своем единстве представляет собой интериоризированное Я личности клиента, где разрозненные проблемы, индивидуальные персонализированные смыслы отдельных членов группы приобретают некую целостность и отстраненность. В процессе групповой деятельности происходит осмысление личностных нужд и потребностей, вырабатывается имплицитная концепция в логике целей и задач последующих встреч, намечаются принципы и методы самопомощи.
Рассматривая специфику социальной помощи индивиду через возможности группы, X. Перлман писала: «Сегодня индивид становится членом какой-либо группы, чтобы решить свои "особые", значимые проблемы и установить особые отношения». Анализируя состояние социальной групповой работы, она выделяет главные цели, к которым относит «снятие» проблем и стрессов клиента [14. — С. 74].
Целевые установки в практике групповой социальной работы связаны с учетом целей используемого метода групповой работы, тех задач, которые стоят перед группой в решении их проблем. Однако можно отметить, что на основе классификации групп в теории социальной работы разрабатываются подходы к целевым установкам. Причем подходы к целям в групповой социальной работе имеют отличия от целевых подходов в групповой психотерапии (табл. 7).
Исходя из того, что социальная групповая работа направлена на расширение жизненного пространства клиента, осознание и приобретение им социальных и жизненных ценностей, улучшение социального функционирования, к основным целям социальной групповой работы можно отнести:
посреднический обмен между клиентами;
общение;
самоосознание существующих проблем;
реалистичное оценивание своих проблем;
принятие социальных норм и ценностей.



Таблица 7

Различные целевые подходы, используемые в социальной работе и групповой психотерапии

Социальная групповая работа
Групповая психотерапия

1.Индивидуальная оценка
(фостерские группы, работа с обидами пожилых людей и т.д.)


2. Индивидуальная поддержка и обслуживание
(поддержка групп, не способных к самообслуживанию, групп, испытывающих трудности в социальных обстоятельствах, и т.п.)

3. Индивидуальное изменение и социальный контроль
(профилактическая работа с группами сексуальной агрессии и т.п.)

Социализация
(работа с группами по формированию социальных навыков для проживания в
микросоциуме и т.п.)
Межличностное поведение
(группы личностного роста)
Индивидуальные ориентации и ценности
(групповая работа, направленная на изменение ценностных ориентации и т.п.)
Материальные обстоятельства
(групповая работа с безработными, получающими пособие, и т.п.)
Личностная защита
(групповая работа с меньшинствами)
Личностный рост и развитие
(Т-группы)

4. Образование, информирование, тренинг
(правовые группы, образовательные группы и т.п.)

5. Досуг/компенсация
(группы развития, досуговые группы и т. п.)

6. Посредничество между личностями
и социальными системами (посредничество между группами, агентствами, сервисом и т.п.)


7. Групповое изменение и/или поддержка
(группы работы с семьей, группы
коммуникативной компетенции и т.п.)


8. Изменение окружающей среды
(групповая работа по изменению окружения жизненною пространства
клиента)


9. Социальное изменение (групповые цели связаны с социальным и политическим взаимодействием группы и институтов и т.п.)

1. Индивидуальное самочувствие (группы личностного роста)

2. Возможность самореализации (группы роста)


3. Межличностное развитие и самоактуализация (группы встреч)














4. Увеличение потенциала зрелости (гештальтгруппы)

5. Осознание личностных целей (психодрама)

6. Расширение сферы осознания индивидуумом организмических ощущений (группы телесной терапии)

7. Расширение сферы человеческих отношений и переживаний (группы танцевальной терапии)

8. Освобождение от конфликтов и сильных переживаний (Т-группы терапии искусством)

9. Овладение навыками межличностного общения (группы тренинга умений)


2. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРАКТИЧЕСКОЙ
ПСИХОСОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

Очевидно, что психосоциальный подход на практике должен реализовываться в рамках конкретных технологий и/или методов. Одной из наиболее распространенных в зарубежной практике технологий является ведение случая так называемой «мультидисциплинарной командой», в состав которой практически всегда входит, наряду с социальными работниками, психолог.
В словосочетании «мультидисциплинарная команда» смысловую нагрузку несет как слово «мультидисциплинарная», так и слово «команда». Работа может вестись как различными специалистами, не составляющими команду, так и командой, состоящей из специалистов одного профиля. Однако в отношении ведения случая в социальной работе наиболее эффективным методом на сегодняшний день считается именно командная работа различных специалистов.
Под понятием «команда» подразумевается небольшая группа профессионалов с комплементарными навыками, объединенная общей целью, общим подходом и взаимной ответственностью для реализации общих задач. Следует заметить, что простое объединение людей с различными профессиональными знаниями и навыками не дает в результате команды (например, В.Э.Пахальян отметил, что работающие в одной социальной службе психолог и социальный работник часто просто не понимают профессиональный язык друг друга). Чтобы сформировать команду, необходимо внутри каждой группы добиться согласия относительно целей (приоритетов), средств (методов и подходов), а также роли и ответственности каждого члена будущей команды.
В практике зарубежной социальной работы существуют три основные модели командной работы: мультидисциплинарная, междисциплинарная (межпрофессиональная) и трансдисциплинарная. Все эти три модели являются как бы эволюционным продолжением друг друга, но в то же время каждая из них используется в практике социальной работы как отдельная и самодостаточная.
Мультидисциплинарная команда характеризуется как совокупность независимых экспертов из различных дисциплинарных областей, которые руководствуются отдельным планом развития и определенных заданий. Внутренние взаимосвязи в мультидисциплинарной команде нередко сравниваются с взаимоотношениями между детьми: бок о бок, но порознь.
Модель мультидисциплинарной команды является первой эволюционной ступенькой в концепции командной работы. Поэтому в ней существует довольно много неясностей и пробелов. Негативные моменты сосредоточены главным образом в проблеме организации и управления. Рекомендации по услугам, которые предлагаются мультидисциплинарной командой, часто изолированы и не скоординированы, при этом они имеют вид меню с различными опциями. План предлагаемых услуг состоит из случайных и противоречивых действий, что увеличивает стоимость услуг и делает их нелимитируемыми. Похоже, что именно по этой модели построена деятельность большинства отечественных социальных служб, в штат которых входят специалисты разного профиля (социальные работники, педагоги, психологи, юристы, медицинские работники и др.).
Особенно перспективным в создании более скоординированного плана услуг считается междисциплинарное/межпрофессиональное направление. Для него характерно более продолжительное и тесное взаимодействие независимых специалистов в рамках регулярных (еженедельных) встреч, что делает процесс планирования и оказания услуг более конкретным и эффективным.
Междисциплинарная команда характеризуется определенным порядком взаимодействия и построением согласия. Регулярные встречи представляют собой главным образом обсуждение случаев. Клиенты или члены семьи встречаются либо со всей командой, либо с отдельным ее представителем. Консультации, которые предлагаются специалистами, построены на принципах сотрудничества, т.е. практически все этапы и стадии работы обсуждаются с клиентом и закрепляются контрактом, который определяет, какие услуги и на каких условиях (финансовых и пр.) будут оказываться. Это повышает эффективность и быстроту процесса поиска согласия и делает действия более скоординированными. Наличие разнообразных специалистов позволяет производить максимально точную экспертную оценку ситуации клиента, предлагать большой выбор услуг и успешно преодолевать возникающие межведомственные барьеры. Команда, применяя интерактивный подход, для оказания более качественных услуг клиенту может вступать во взаимодействие с какими-либо другими службами или передавать им роль лидера в оказании целевых услуг.


ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОЙ ГРУППЫ

Несмотря на определенные особенности и различия, междисциплинарные команды создаются и строят свою работу по одним и тем же принципам, к которым относятся:
1) принцип членства;
2) принцип интеграции;
3) принцип коллективной ответственности.
Принцип членства. Членом междисциплинарной группы считается профессионал независимо от того, является ли работа в команде его основной деятельностью. Требования к научной и практической компетенции сотрудников, а также их количественный состав определяются менеджером группы при ее создании.
Принцип интеграции основывается на том, что междисциплинарную группу составляют представители различных профессий, чьи знания и профессиональный опыт призваны помочь в достижении единой цели.
Различают три типа групп по степени интеграции.
1. Группы, созданные специально для обсуждения конкретного случая.
Представители различных профессий приглашаются в такого типа группы для того, чтобы обсудить проблему, поделиться информацией, которой они обладают в рамках своего профессионального опыта, найти пути решения данной проблемы, а также выбрать человека, ответственного за выполнение этого решения. Члены группы могут быть созваны вновь для обсуждения достигнутого прогресса в решении данной проблемы, а также определения дальнейших действий в рамках конкретною случая.
2. Группы, созданные для решения сходных проблем. Члены группы чаще всего не участвуют в систематических совещаниях, а используют телефонные переговоры или консультации между профессионалами.
3. Междисциплинарная группа, работающая регулярно (чаще всего раз в неделю) в специально установленное время, созданная для решения проблем, относящихся к различным областям социальной работы.
Принцип коллективной ответственности. Члены группы ответственны за использование коллективных ресурсов наиболее эффективным путем для удовлетворения социальных нужд клиентов. Такими ресурсами являются финансирование работы группы и ее рабочее время (даже те члены команды, которые работают в ней по совместительству, обязаны рассматривать свое рабочее время как коллективный ресурс).
Каждый участник работы группы профессионально и юридически ответственен за собственные и групповые решения.
Данные принципы являются своего рода методологической базой для работы междисциплинарных команд.
Традиционно междисциплинарная группа имеет в своем составе менеджера, который руководит деятельностью группы и отвечает за выполнение следующих задач:
• планирование деятельности группы;
• интервьюирование профессионалов и назначение их на должности;
• введение сотрудников в курс дела;
• распределение обязанностей;
• анализ проделанной работы;
• предоставление отчетов о деятельности группы;
• обеспечение профессионального роста членов команды с целью повышения качества деятельности группы;
• обеспечение оптимального режима работы группы. Различают пять типов междисциплинарных групп по организации деятельности.
1. Профессионалы, работающие в группе, обладающей данной структурой, чаще всего имеют основное постоянное место работы Поэтому деятельность каждого участника в команде направляется руководителями тех учреждений, где они работают на полной ставке.
2. Команды, во главе которых стоит один руководитель (данная модель наиболее популярна в США, Австралии и некоторых европейских странах).
3. Внешний координатор деятельности команды и ее лидер распределяют между собой задачи по организации деятельности команды (данная модель наиболее популярна в Великобритании).
4. Члены группы работают в ней по контракту, который заключается между ними и лидером группы.
5. Смешанная управленческая структура, в которой менеджер может быть ответственен за организацию деятельности основных членов команды и заключать контракты с ее временными членами.
Знание данных типов структур организации деятельности необходимо для того, чтобы построить работу группы наиболее эффективным образом, а также разрешить наиболее острые противоречия, возникающие в процессе работы группы. Для обеспечения оптимального режима работы группы менеджерам необходимо решить следующие задачи: соблюсти необходимый баланс между профессиональной автономией членов группы и их совместной деятельностью, а также создать четкую систему, в которой каждый член группы был бы ответственен за определенную часть работы.
При работе с клиентом междисциплинарные группы чаще всего проходят следующие этапы: рассмотрение случая, обмен мнениями, распределение обязанностей между членами, оценка ситуации и планирование вмешательства, вмешательство, анализ проделанной работы, завершение работы. Некоторые команды придерживаются одной стратегии при работе с клиентами, другие разрабатывают разные — для определенных групп клиентов. Но вместе с тем существуют общие типы стратегий работы с клиентами.
1. Стратегия параллельных действий. Каждый член команды имеет собственную стратегию, деятельность профессионалов координируется с помощью встреч членов команды.
2. Стратегия «почтового ящика». Члены группы собираются для совместной работы, получая приглашение от лидера команды, который, в свою очередь, получил запрос от клиента. Далее случай может вести один из профессионалов, не обращаясь за помощью к группе.
3. Стратегия приема и распределения. Команда вырабатывает решение, основываясь на первичном анализе ситуации, и переадресовывает решение проблемы одному из членов команды.
4. Стратегия приема, обследования и распределения. Перед тем как решить, необходимо ли вмешательство в ситуацию клиента, и если необходимо, то какое, группа проводит полное обследование случая Далее на уровне группы решается вопрос о том, кто из членов группы будет вести данный случай.
5. Стратегия приема, обследования, распределения и анализа. При использовании данной стратегии после этапа вмешательства включается этап анализа. Анализ проблемы заключается в отчете члена группы, ответственного за данный случай, о достигнутых результатах, потребностях клиента и рекомендациях на будущее; затем группа решает, стоит ли продолжить работу по данной проблеме.
6. Смешанная параллельная модель. Взаимодействие междисциплинарной команды и независимых профессионалов, которые могут включаться в общую деятельность на различных этапах.
Библиография

1. Brown A., Clough R. Groups and groupings: life and work in day and residential centres. — L., 1989.
2. Contemporary Social Work. — N.Y., 1980.
3. Dorfman R. Paradigms of Clinical Social Work. — N.Y., 1988.
4. Handbook of theory for practice teacher in social work. — L., 1992.
5. Howe D. An Introduction to Social Work Theory. — L., 1978.
6. Johnson L. Social work practice. — Boston, 1983.
7. Konopka G. Social Group Work: A Helping Process. — N.Y., 1963.
8. Nugent F. An introduction to the profession of counseling. — Merrill Publishing Company, 1990.
9. Pappell C., Rothman B. Social Group Work Models: Possession and Heritage. - N.Y., 1966.
10. Turner F. Social work treatment. — N.Y., 1986.
11. Vlnter R. The Essential Components of Social Group Work Practice. — Ann Arbor, 1987.
12. Групповая психотерапия / Под ред. Б. Д. Карвасарского, С. Ледера. — М., 1990.
13. Доуэл М., Шадлоу С. Практика социальной работы. — М., 1995.
14. Кричевский Р. Л., Дубовская Е.М. Психология малой группы. — М., 1991.
15. Межличностное восприятие в группе / Под ред. Г.М.Андреевой, А.И.Донцова. - М., 1981.
16. Миддлмэн Р., Гольдберг Г. Социальная работа с группой // Энциклопедия социальной работы: В 3 т. — М., 1994. — Т. 3.
17. Робер М.А., Тильман Ф. Психология индивида и группы. — М., 1988.
18. Фирсов М.В., Студенова Е.Г. Теория социальной работы. — М., 2000.

Вопросы и задания

1. Дайте характеристику общей модели групповой работы.
2. Какие основные психосоциальные теории лежат в основе групповой модели?
3. Раскройте основные этические принципы работы с группой.
4. Что общего и какие различия между социальной работой с группой и групповой психотерапией?
5. Какие основные стадии проходит группа в своем развитии?
6. Какие принципы лежат в основе работы команды?
7. Дайте характеристику работы специалистов в команде.





Темы для докладов и рефератов

1. Клиническая модель социальной работы с группой.
2. Роль социального работника в преодолении негативных групповых ситуаций.
3. Использование потенциала группы для решения индивидуальных проблем.
4. Мультикультурный подход к проблемам межгрупповой коммуникации.

Основные понятия:
групповая динамика, групповая работа, группы встреч, группы социализации, индивидуализация, контракт, мультидисциплинарная команда, образовательные группы, ситуация «группа как целое», терапевтическая группа, эго-психология.

Рекомендуемая литература

1. Групповая психотерапия / Под ред. Б. Д. Карвасарского, С. Ледера. — М., 1990.
2. Доуэл М., Шадлоу С. Практика социальной работы. — М., 1995.
3. Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Психология малой группы. — М., 1991.
4. Межличностное восприятие в группе / Под ред. Г.М.Андреевой, А.И.Донцова. - М., 1981.
5. Миддлмэн Р., Гольдберг Г. Социальная работа с группой // Энциклопедия социальной работы: В 3 т. — М., 1994. — Т. 3.
6. Робер М.А., Тильман Ф. Психология индивида и группы. — М., 1988.
7. Фирсов М.В., Студенова Е.Г. Теория социальной работы — М., 2000.

















Глава VII
ПРАКТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ
СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ГРУППОЙ

Социальная групповая работа — это направление практической деятельности, функции которой распространяются на различные сферы человеческой жизнедеятельности — от благосостояния и образования до адаптации и восстановления. Клиентами социальной групповой работы являются индивидуумы, имеющие различную этиологию проблем.
Согласно подходу Г. Конопки, социальная групповая работа — это практический метод социальной работы, который помогает личностям расширять свое социальное функционирование и, используя целенаправленный опыт группы, более эффективно справляться с индивидуальными, групповыми ситуациями или проблемами в микросоциуме [7. — Р. 47].
Термин «социальная групповая работа» предложен Г. Конопкой и другими исследователями, чтобы показать специфику и отличие ее от групповой психотерапевтической работы. Если в социальной групповой работе акцент делается на проблемы, связанные с социальным функционированием, то в групповой психотерапии — на эмоциональные и психологические процессы у больных людей. Сегодня наблюдается тенденция, когда методы групповой психотерапии применяются в практике социальной групповой работы, что расширяет ее познавательные границы, и в этой связи употребляются два понятия: «групповая терапия» и «групповая работа» [5; 7].
Понятие «групповая терапия» употребляется в двух значениях. Первое значение, традиционное, связывают с практической деятельностью социального работника, призванного, уменьшая страдания клиента, улучшать степень индивидуального и социального функционирования через управляемое взаимодействие группы. Второе значение используется в подходах к классификации социальной групповой работы, оно определяет вид социальной групповой работы, основанной на групповой динамике и терапевтическом воздействии группы на клиента.

<<

с. 8
(из 10)

СОДЕРЖАНИЕ

>>